Особенности городского пейзажа Минска
На сайте художника, наравне с фигуративной и жанровой живописью, представлены городские пейзажи Минска. Картины с видами Минска, всегда вызывали самый живой интерес, как у гостей Белорусской столицы, так и у Минчан.
Городской пейзаж, как самостоятельный жанр живописи , появился в 16 веке. Ранее, в работах художников, архитектурные сооружения присутствовали лишь в качестве фона.
Этот жанр живописи, городской пейзаж можно разделить на несколько направлений. Ниже я перечислю те из них, которые можно рассматривать применительно к картинам с изображением Минска:
1.Архитектурный пейзаж — это такой городской пейзаж, в котором основное внимание уделяется архитектурным памятникам в совокупности с окружающей их городской средой. Если говорить о Минске, то это картины с изображением достопримечательностей города, исторического центра, улочек и двориков старой застройки. На сегодняшний день, направление архитектурного пейзажа занимает лидирующие позиции в Минске, как наиболее востребованный вид живописи.
2.Индустриальный пейзаж — это направление стало бурно развиваться с советский период. К индустриальным городским пейзажам относятся картины с изображением крупных строек, восстановлением разрушенных городов и объектов народного хозяйства. Послевоенный период, когда Минск восстанавливался из руин — время расцвета этого направления в творчестве белорусских художников. Современные авторы редко обращаются в своем творчестве к индустриальному пейзажу. Возможно требуется время, чтобы переосмыслить и отделить романтику и масштабность крупных строек от романтики построения социализма.
3.Урбанистический пейзаж — разновидность городского пейзажа посвященная мегаполисам, где главенствуют башни из стекла и бетона. На этих картинах сверкают огни ночных городов, мчатся потоки машин, вздымаются ввысь небоскребы. Последние десятилетия для Минска, это период активного строительства, возникают новые районы города, соответствующие всем канонам урбанистического пейзажа, что дает толчок развития этого направления живописи в Беларуси. Нельзя сказать, что такие городские пейзажи широко представлены в галереях и интернет-магазинах города, но свою нишу они безусловно занимают.
Остальные виды городского пейзажа: Ведута, Каприччо, Прото-ведута — представляют собой направления салонной романтической живописи, с изображениями античных развалин, венецианских дворцов и каналов.
Следует отметить, что кроме различных направлений городского пейзажа, существуют еще и различные стили живописи в которых выполняются эти картины. В результате сочетания разных направлений и стилей живописи, полотна с изображением одной и той же городской достопримечательности будут совершенно непохожими друг на друга. Если учесть, что каждый художник имеет еще и свою манеру исполнения, то галереи должны быть просто переполнены картинами с видами городских достопримечательностей Минска.
Давайте попробуем разобраться, какие именно городские пейзажи больше всего востребованы покупателями и какие достопримечательности Минска, наиболее часто изображают художники на своих полотнах. Приведенные ниже материалы основаны на личном опыте художника и статистике одной из центральных художественных галерей Минска.
Чтобы быть более объективным и отразить в этой статье действительно актуальную и полезную информацию, следует сказать несколько слов о самом понятии — художник. Этимологию слова разбирать не будем, а само понятие, безусловно очень многогранное следует несколько конкретизировать.
Сначала ограничим это понятие по профессиональной принадлежности, ведь художником называют следующих людей:
того, кто работает творчески в сфере искусства,
того, кто рисует карандашом или красками,
того, кто достиг высот в какой либо сфере деятельности, служит примером мастерства и вкуса,
а так же в кинематографии, выдающегося режиссера, актера или художник по свету, костюмам.
Еще одно очень важное уточнение: занимается ли этот человек творчеством только лишь для собственного удовольствия и самовыражения не преследуя каких либо коммерческих целей или он наряду с этим, ориентируется на рациональные коммерческие отношения.
Исходя из выше перечисленных источников и понятий, портрет художника о котором идет речь в этом материале следующий: он работает в технике масляной живописи, направление городской пейзаж. Он хочет быть успешным и получать за свою работу деньги, поэтому постоянно ищет компромисс между полетом собственной фантазии и запросами публики, вынужден учитывать мнения и пожелания галериста, следить за современными тенденциями, анализируя их коммерческую целесообразность.
Относительно коммерческой целесообразности, следует уточнить, что несмотря на теоретическую возможность для художника, рисующего городские пейзажи Минска, продавать свои работы посредством интернета по всему миру, целевая аудитория, если можно так выразиться применительно к покупателям картин, очень узкая.
Покупателей картин с видами достопримечательностей Минска, в процентном отношении можно разделить на три группы.
Первая группа: 80%, представители государственных и коммерческих организаций, приобретающие их для оформления интерьеров офисов и для дарения деловым партнерам.
Вторая группа: 18%, туристы, посещающие Беларусь; Частные лица, приобретающие живопись для дарения коллегам по работе, родственникам и друзьям проживающим за границей, для себя лично.
Третья группа: 2% граждане республики Беларусь, уехавшие за границу на постоянное место жительства и иностранные граждане приобретающие городские пейзажи в качестве подарка своим друзьям и партнерам, проживающим в Минске.
Какие городские пейзажи Минска наиболее востребованы покупателями.
Как мы уже выяснили, художники работающие в этом направлении, люди не только прагматичные и хорошо знающие вкусы публики, но и творческие личности. У каждого из них есть сложившаяся с годами «обойма работ», выполнявшихся не раз, с различными вариациями и проверенная с позиции покупательского спроса. В этом нет ничего такого, что может оскорбить художника или принизить ценность таких картин.
Многие знаменитые художники зачастую выполняли несколько вариантов одной картины и далеко не всегда первый вариант был самым лучшим. В последующих вариантах устранялись ошибки композиционных и цветовых решений, оттачивалась техника исполнения.
Художник, это тоже человек.Чтобы творить в сфере высокого искусства, хорошо бы сначала немного подкрепиться. Исходя из постулата, что деньги — это кровь искусства, он просто обязан иметь их, чтобы творить не отвлекаясь на бытовые проблемы.
Посетите любую из художественных галерей Минска и вы увидите там картины с изображением Красного Костела, Проспекта Независимости, Ратуши, Троицкого предместья, Дома под Шпилем, Гостиного Двора, Отеля Европа. Эти достопримечательности столицы, не миновали каждого художника, изображавшего Минск на своих картинах. Работы эти пусть и очень достойные, но сюжеты несколько примелькавшиеся. Эти виды встречаются на всевозможных сувенирах: открытках, календарях, магнитах на холодильник, декоративных тарелках, значках, блокнотах и другой продукции подобного рода. Несмотря ни на что, картины с достопримечательностями Минска, пользуются устойчивым спросом у покупателей.
Возможно все дело в том, что послевоенный Минск был сильно разрушен, 80% зданий было уничтожено, оставшиеся требовали капитального ремонта. Восстановление города началось сразу после освобождения. Минчане массово принимали участие в субботниках и воскресниках, трудились на расчистке территории и стройках.
Генеральный план реконструкции города полностью перекраивали исторически сложившуюся планировку Минска. В своей основе новый план имел радиально-кольцевую систему, расширение центральных улиц, создание сквозных городских диаметров. Все, что не соответствовало этому плану, все, что стояло на пути, подлежало сносу. «Это необходимость – и мы идем на нее. Идем во имя будущего», — так говорили тогда. Поэтому современным художникам, изображающим городские пейзажи Минска, не остается выбора.
Давно прошли те времена, когда были востребованы полотна с изображением новостроек и въезжающих в них счастливых граждан, прямые линейные перспективы проспектов заполненные первомайскими демонстрациями и тому подобные полотна. Картины эти по своему замечательные и уникальные, передающие дух того времени, сегодня интересны узким специалистам и коллекционерам соцреализма.
Городские новостройки, современные оригинальные здания, всевозможные спортивные дворцы и торговые центры, пока не находят отражения, как ни на полотнах художников, так ни в сердцах покупателей.
В антикварных магазинах, встречаются очень интересные работы с изображением довоенного города, улочек и двориков «старого Минска» — застройка 50-х годов прошлого века. К такой относится Осмоловка, рабочий поселок тракторного завода, историческая застройка улиц Герцена, Кирилла и Мефодия, музыкального переулка и другие. Эти работы представляют интерес, как для широкой публики, так и для коллекционеров.
Куда же обратить свой взор современным художникам, чем порадовать покупателей картин, где найти интересные сюжеты для городских пейзажей?
Ответ очень простой. Наш замечательный Минск, это не только бетон и асфальт, улицы и проспекты. Минск — это замечательные парки и скверы, зеленые зоны и водные системы. Природа, органически вписанная в архитектурное пространство города, переменчивая и разнообразная. Именно она позволит придать каждой картине индивидуальность и неповторимость, добавит ярких красок к несколько однообразной палитре городской застройки.
Природа, пейзажная живопись всегда находит живой отклик у публики и позволит преобразить архитектурный пейзаж Минска. Ведь Минск- это город с очень непростой судьбой. Поэтому, хотя ему почти тысяча лет, исторических архитектурных памятников в нем почти не сохранилось.