Профессиональный юрист, гениальный преподаватель, основоположник абстракционизма, теоретик и практик синтеза музыки и живописи, человек, чувствовавший мир в единстве и неразрывной связи его составных элементов, не сломленный революциями, войнами и неприятием правящей власти. Перечень характеристик может быть длиннее, потому что рассказать о талантах Василия Кандинского в нескольких словах невероятно трудно. Настолько грандиозна его личность, настолько неоценим его вклад в искусство.
Родившийся в 1866 году Кандинский получил блестящее образование на юридическом факультете и стал быстро продвигаться по карьерной лестнице. Но неожиданно для всех в возрасте 30 лет, почти достигнув звания профессора юриспруденции, будущий художник принимает решение о смене рода деятельности и отправляется в Мюнхен в школу живописи.
С этого момента мистическая цифра 3 будет сопровождать художника в различных сферах жизни. В творчестве Кандинского, условно выделяются три периода: до абстрактный, тяготеющий к экспрессионизму, абстрактный с использованием чистых, первообразных цветов и четких геометрических фигур и поздний период с приглушенной палитрой и плавными формами. Личная жизнь Кандинского также подчинена магической тройке. Три страны проживания: Россия, Германия, Франция.
Три любимые женщины, пересекающиеся друг с другом как прямые линии в пространстве гения. Первая жена Анна Чемякина, уехавшая с мужем из родной России в чуждую ей Германию, художница Габриэла Мюнтер, отношения с которой были яркими, но тяжелыми, и вторая жена Нина Андреевская, остававшаяся надежным оплотом художника до конца его дней.
Период №1. Экспозиция
Первые художественные опыты Кандинского связаны с городком Мурнау, который художник посещал вместе со своей возлюбленной Габриэлой Мюнтер. Ранние картины не предвещали радикального обновления языка живописи, они вполне реалистичны. Кандинский обращался к теме пейзажей, позволявшей ему проявить фантастическое владение цветовыми контрастами.
В картине «Мурнау, дома на Обермаркт» (1908), прежде всего, впечатляет цветовая гамма: яркие сочные краски позволяют отнести это полотно к экспрессионизму. Хотя в нём уже ощущается стремление к разложению предмета на простые геометрические формы: Кандинский намеренно демонстрирует зрителю строение каждого объекта через использование вертикальных, горизонтальных и диагональных линий-мазков, плотным слоем покрывающих поверхность холста.
Период №2. Кульминация
Проделанный Кандинским путь от реалистичного изображения к абстрактному хорошо прослеживается в картине «Казаки» (1910). Ещё вполне угадываемые по очертаниям предметы уже приобретают условность: человеческие фигуры изображаются с помощью нескольких геометрических форм чистым основным цветом.
Хрупкая реальность распадается на части, принципиальные основы, которые заменяют предметы. Тонкий слой краски наносится легкими мазками, наполняя полотно воздухом, черные линии обрамляют контуры объектов, не давая им рассыпаться окончательно.
Сюжет картины, связанный с реалиями революции 1905 г., предвещает грядущий непростой период в истории России, который Кандинскому пришлось наблюдать воочию. В связи с началом Первой Мировой войны художник вынужденно покидает Германию и в 1914 г. возвращается на родину.
Проведя в России семь лет (с 1914 по 1921 г.) и не найдя понимания уже оформившихся идей абстракционизма, Кандинский вместе со второй женой уезжает в Германию. Художник продолжает изучать свойства цвета, взаимодействие простейших геометрических форм. Созданное в 1925 г. полотно «Вибрация» отражает сущность изысканий Кандинского.
Пространство картины заполнено геометрическими фигурами, которые, соприкасаясь, создают особое напряжение. Угол треугольника, проникающий в круг, по мнению Кандинского, производит эффект, сравнимый с «пальцем Бога, протянутым Адаму на картине Микеланджело».
Шаткость взгроможденных друг на друга фигур, острота треугольных элементов, вонзающаяся в символы гармонии – круги, создает ощущение чистого движения без изображения самого движения. Цветовая палитра приглушенная, фигуры обрамлены черным контуром.
В 1933 г. Кандинский перебирается во Францию в связи с набирающим в Германии обороты националистическим движением, которое признает творчество абстракционистов «дегенеративным», подлежащим уничтожению.
Период № 3. Развязка
Для картин 1934-1944 годов характерны плавные элементы, которые располагаются свободно в пространстве холста, напоминая приближенный и увеличенный с помощью микроскопа кусочек чего-то более глобального, наполненный различными формами жизни.
Цветовая палитра становится более сложной: Кандинский отказывается от основных цветов в пользу неярких оттенков. Размеры картин уменьшаются, что объясняется тяжелой военной ситуацией – отсутствием материалов и красок. Типичная работа этого времени – «Без названия» (1940): её размер всего лишь 49 на 31 см, биоморфные фигуры устремлены к центральному кругу, цвета – приглушенной гаммы.
Отсутствие строгих геометрических объектов, стремление к плавности фигур и особая нежная палитра из тончайших цветовых нюансов поздних полотен будто вступает в контраст с исторической ситуацией в Европе 1940-х гг., требующей четкости форм и линий.
Так, Кандинский до конца своих дней остается верен контрастам.