Достопримечательности Минска
Размер | 30 х 40 см |
Техника исполнения | Холст, масло |
Стиль | Импрессионизм |
Стоимость | 250 руб |
Наличие | Под заказ 7 дней |
История городского пейзажа
Человек постоянно наблюдал природу, его окружавшую. Нам, сегодняшним зрителям, произведения живописи позволяют посмотреть на этот мир глазами очевидцев минувших эпох. Пейзажисты помнили о своих предшественниках, начиная с Древней Греции и Рима, изучали их культурное наследие, совершенствуя и развивая этот вид искусства.
Изобразительное искусство чрезвычайно глубоко и многогранно. Городские пейзажи занимают тут особое место. Как тема самостоятельного творчества этот жанр относительно молод и окончательно оформился лишь в 18-м столетии. Элементы городского пейзажа в полотнах живописцев средневековья возникали и ранее, но у них преобладали божественные символы – в основном изображение Иерусалима в качестве фона для библейских сцен и поэтому городскому пейзажу отводилась второстепенная роль. Наличие какого-либо персонажа еще долго требовалось для пейзажа.
Отдельная тема – это изображение архитектуры. Выдающимся её представителем был Филиппе Брунеллески, который уделял пристальное внимание перспективе. Однажды он изобразил несколько зданий, а в центре картины проделал отверстие, через которое можно было смотреть на ее изображение в зеркало. Иллюзия была настолько полной, что зрителям представлялась не нарисованная, а подлинная архитектура.
Рай средневековым художникам виделся в виде квадратного или круглого города. По-другому осмыслили этот вид живописи художники Нидерландов. У них, а позже у немецких и французских мастеров мир изображается во всей своей многоликости. Это направление было названо «архитектурным пейзажем». В его создании более других преуспели итальянские мастера эпохи Возрождения – Франческа Пьеро, Мантенья Андреа и Рафаэль.
В 16-17 веках в Голландии, Франции и Германии процветало и другое направление этого жанра. Так, голландские мастера изображали с необыкновенной тщательностью и чувством прославленные здания и другие шедевры архитектуры Амстердама, Делфта, Харлема. Чёткость геометрии на их полотнах органично сосуществовала с бытовыми сценками и пейзажем. Особая любовь голландцев к родине во многом объясняется их постоянной борьбой с морем, ведь большая часть Нидерландов расположена ниже его уровня, и с католической Испанией за национальную независимость. В 17 столетии картины висели в каждом доме процветающего буржуа. Спрос рождал предложение, и этим объяснялась специализация художников. Пейзажисты, портретисты, маринисты, анималисты – это далеко не полный перечень.
Одним из первых видов этого жанра можно считать «ведуту» (от итальянского veduta, «вид»), который родился в Италии. Эта страна заслуженно считалась центром искусства и творческое путешествие туда считалось неизбежным этапом самообразования художника. Основной принцип ведуты – практически фотографическое изображение зданий, почти топографическое отображение мельчайших деталей архитектуры. Типичными последователями ведуты являются Антонио Каналь, прозванный впоследствии Каналетто, Франческо Гварди. На их полотнах всегда безоблачная погода, но яркость освещения ничуть не мешает четко прописанным линиям. В ведуте также было несколько направлений – венецианская, фантастическая, идеальная и реальная. Одновременно с ней получил распространение такой жанр как пейзаж с руинами. Итальянские художники писали руины великой Римской империи как символ гибели языческих богов, стараясь передать магию и очарование того времени.
К 50-м годам 19-го столетия значительно возрос интерес к жанровым сценам. В начале 70-х на суд публики представлены гравюры француза Гюстава Доре с изображениями Лондона во всевозможных проявлениях: возведение новых зданий, сутолока на улицах, скачки, жизнь бедняцких кварталов. В это же время внимание французских импрессионистов привлекают городские улицы при различном освещении, силуэты зданий, вокзалы. Стремясь воссоздать жизнь города во всей её полноте, они изобретают доселе неизвестные средства выразительности. Изменчивость и многоликость формы они передавали размытостью контуров, нечеткостью очертаний и т.д. К тому же они старались работать на пленере и от этого их произведения приобретали необычную яркость и насыщенность цвета.
В России, городской пейзаж был рожден в новой столице в виде гравюр Петербурга. Примечательно то, что становление жанра проходило совместно с предметом изображения – на глазах художников вырастали новые дворцы, дома и парки. Интересно сравнить отображение Москвы и Петербурга. Если Москва – это оплот старины с купцами, купчихами, зеваками, то Петербург в первую очередь центр деловой жизни с его Биржей, Адмиралтейством. Многие здания ненамного старше живописцев, их изобразивших.
Городской пейзаж, зародившись как образ новой и старой столиц, приобретает своих сторонников и в провинции. Многие пейзажисты остались безвестны, так как были крепостными…
Для знатоков старины важна ценность тех картин, ведь многое из того ныне не существует. Да и сейчас фотографией трудно передать особенности минувших эпох, что вполне по силам истинному творцу. Кстати, и до появления фотографии художники прибегали к помощи камеры-обскуры, чтобы уточнить построение пейзажа в пространстве.
В каждой картине реализовано не одно лишь изображение города или сельского вида, но и мировосприятие его художником. Азарт первопроходца, патетическое созерцание, душевная лиричность – всё это «транслируется» понимающему зрителю и расширяет его духовный мир.
Вообще жанр пейзажа относительно молод по отношению, допустим, к портрету, религиозной или батальной картине. В этом жанре много видов, названия которых говорят сами за себя – природный, морской, сельский, парковый и т.д. Городской пейзаж стоит несколько особняком в этом ряду, ввиду своей специфичности и молодости. Такой жанр ещё называют урбанистическим.
Некоторые художники любят изображать города, существующие лишь в их воображении, и такое направление называется футуристическим или фантастическим.
Основное достоинство картины с городским пейзажем – в её многогранности. Она подойдёт как для спальни, так и для гостиной, а светлыми, наполненными светом пейзажи города можно приобрести для столовой или кухни. Это предоставит уникальную возможность мысленно перенестись в другой город или страну. Также это будет один из лучших подарков, который очень впечатлит истинного почитателя живописи. Ведь когда мы любуемся полотном, мы испытываем те же чувства, что и автор, вложивший туда частицу своего сердца. Никакой альбом с пейзажами, даже шикарно изданный, никоим образом не заменит созерцание живописного произведения, хотя и послужит в качестве путеводителя истинным любителям искусства и истории. Немаловажно, что картины в этом жанре не несут никакой идеологии и будут актуальны в любое время.
Такой подарок универсален – он порадует как женщин, так и мужчин, подойдёт к любому офисному интерьеру. Многие подарки так и лежат невостребованными, этот же всегда будет радовать взор его обладателя и домочадцев. Он никогда не выйдет из моды, будет уместен на любом торжестве и оставит о дарителе долгую добрую память. Абстракционизм и модернизм имеют не так много почитателей. Таких объектов и без того хватает в крупных мегаполисах, а городской пейзаж, написанный талантливой рукой и с горячим сердцем, будет постоянно радовать глаз и душу зрителя.
Для примера возьмём пейзажи с видами Минска. Этот город-герой во время Великой Отечественной войны был полностью разрушен – по масштабам разрушений он на третьем месте после Варшавы и Берлина. Высказывалась даже крамольная для любого минчанина и белоруса мысль построить его на новом месте, но здравый смысл возобладал. Новый Минск стал краше прежнего, не утратив своей неповторимости. Его своеобразие заключается не только в сочетании очень широких проспектов и невысоких четырёх — пяти — этажных зданий. Это и гармоничное смешение европейского и советского стилей и тихих, уютных уголков. Все гости столицы Белоруссии дружно говорят, что Минск самый чистый город из тех, где они побывали. Всех удивляет и обилие зеленых насаждений – город буквально утопает в них. Большое количество (около 60!) фонтанов и их разнообразие также придают колорит минским улицам и площадям. Жители столицы отличаются своими терпимостью и неспешностью по сравнению с другими мегаполисами бывшего Союза.
Вот такую красоту и спешат запечатлеть местные художники, чтобы их любимый город навеки остался в памяти потомков.