История пейзажной живописи берет свое начало в эпохе неолита. Учеными найдены и изучены таинственные наскальные рисунки, авторами которых были первобытные люди. Художники той поры изображали водоёмы, деревья, костры, контуры гор, зверьё, охотничьи принадлежности. Это искусство можно назвать попыткой человека изобразить себя, как деятельную личность, в окружении первозданной природы.
Древний Китай — колыбель пейзажной живописи
Древнекитайские пейзажи хорошо известны, как уникальный жанр. Это лирическое направление в живописи, воспевающее изящество природной натуры, первозданную ее красоту.
Творцами из Поднебесной с подчёркнутой детализацией выписывались бамбуковые ветки, изгибы сосен, отдельные цветки, одушевлённые камни, подчиняющиеся тогдашним законам философии, горные вершины.
Эти монохромные одноцветные пейзажи дополнялись иероглифами. Позднее основные элементы изобразительного искусства Древнего Китая оказали огромное влияние на корейских, монгольских, японских творцов в период цивилизационного расцвета их государств.
Древнейшие цивилизации Европы и изобразительное искусство
Ярко выделяются элементы пейзажа в изобразительном искусстве, оставленном древнегреческими художниками. Также примером могут служить залы Кносского дворца. Хотя до нас дошли только элементы этих шедевров, по ним можно судить, насколько стремительно развивалось изобразительное искусство после землетрясения на Крите, произошедшее примерно 1700 лет до н. э.
Наших современников поражает, с какой достоверностью и образностью наносились сады, моря, горные ландшафты, растения, дельфины и рыбы. На этом фоне изображались люди, причём с дивной реалистичностью, полностью гармонируя с ландшафтом.
Изобразительное искусство европейского Средневековья
Период от середины первого до середины второго тысячелетий в Европе считается Средневековьем. Свободное античное искусство, которое «оберегали» древние божества, отошло в историю и на многие века было предано анафеме, а Возрождение еще не наступило.
В этот период пейзажное искусство представлялось на картинах в виде декорации, необходимого фона при изображении, религиозных обрядов, жизни монахов, портретов, батальных сцен.
Изображения наносились на дерево, материю, ковры, гобелены, стены, грубую настенную керамику, витражи. Особо впечатляет то пренебрежение, с которым творцы соблюдали пропорции, передавали пространство, указывали композиционный масштаб.
Зато эпоха Возрождения ввела в мир новых художников, стремящихся в изображаемом пейзаже изучать и учитывать воздушную, линейную перспективы. Это был прорыв! В эпоху вершины Ренессанса сформировались знаменитые художественные школы германцев, итальянцев, голландцев. Оттачивались характерные приёмы, совершенствовались сюжетные линии.
Морские и архитектурные темы выделились в особые подвиды пейзажной живописи. А немного позднее сформировались каноны, как теперь принято говорить, идеалистического пейзажа, то есть совершенного мира.
Картины походили на театральные декорации. Края полотен, подобно кулисам, заполнялись красочными развалинами древних замков и мощными деревьями, а вместо сцены виднелись луга и морские дали, ясные небеса и скалы на горизонте.
Влияние французской и английской школ живописи
Выделение французской школы живописи связывают с возникновением витражей, то есть с XIII веком. Гораздо позднее, в эпоху Просвещения, природу перестали идеализировать, и изображённый мир предстал перед зрителями в естественной красоте.
А с 19-го века наступила эпоха пленэрной живописи, когда огромное значение стали придавать цветовой гамме, воздуху, изображению солнечного света. Поначалу это направление заинтересовало английских художников, но вскоре покорило мир.
Творцы, вышедшие на природу с кистью и мольбертом, рассматривали и наносили на полотно любые детали в их естественном облике, особенно когда менялось освещение, свои коррективы вносила погода.
Полотна импрессионистов
Представители этого направления научились изображать незатейливые сюжеты с бытовыми сценками, природой, но более живо и по-особому солнечно, под настроение. И сегодня импрессионистический пейзаж остаётся наипопулярнейшим направлением.
Русские пейзажи – реалистичные и неподражаемые
Традиции академической живописи доминируют в школах русского пейзажного изобразительного искусства. Наиболее известны так называемые художники-передвижники (вторая половина 19 в.). В России организовывались с просветительской целью передвижные выставки работ Левитана, Саврасова, Васнецова, Шишкина, Сурикова, Репина и пр. Руководителем товарищества считался И. Крамский.
На их патриотических холстах изображались незатейливые натуры, русская природа — такая притягательная, щемящая душу. Тогда же для многих художников русский пейзаж стал основой их творчества.
И в 20-ом веке художники продолжали развивать пейзажную живопись. Кроме традиционных направлений, возник индустриальный пейзаж, а позднее — космический. Также многих продолжают интересовать пейзажи, связанные с местностью, временами года, экзотическими панорамами.